Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В связи со сложившейся обстановкой на геополитической карте мира, у государства возникает потребность в высококвалифицированных военнослужащих, способных выполнить задачи в любых точках мира и в любое время. В связи с этим в последние 5 лет в Российской Федерации проходит активная поддержка вооруженных сил и силовых структур, что способствует все большему притоку кандидатов на обучение данной профессии. Именно поэтому в России начинают возрождаться ранее закрытые военные училища, военные вузы, институты и так далее. И очень большое количество молодых людей стали интересоваться профессией военнослужащего и поступать в подобные учебные заведения.
Так как в настоящее время Внутренняя политика РФ уделяет большое количество времени вооруженным силам России, на военные учебные заведения возложена большая ответственность по воспитанию офицера российской армии, профессионала своего дела.
Проблема адаптации курсантов к условиям военного училища заслуживает особого внимания, так как от успешности адаптации в период обучения зависит дальнейшая профессиональная деятельность военнослужащего.
Каждый человек, включающийся в новые для себя условия деятельности, неизбежно проходит более или менее длительный процесс первичной адаптации и лишь затем осуществляет выполнение своих обязанностей в рамках вторичной адаптации. Также стоит заметить, что успешность преодоления трудностей периода адаптации определяет направление поведения курсантов в дальнейшем.
Известные социологи видели актуальность проблемы адаптации всегда. Начиная с XIX века известные социологи, такие как: Г. Беккер, П. Бергер, М. Вебер, Э. Дюркгйем, Ф. Знанецкий, Т. Лукман, Э. Мёртон, Т. Парсонс, У. Томас, Э. Тоффлер и Д. Хоманс изучали адаптацию в своих концепциях и видели важность данной проблемы в целом для всей общественной жизни.
Помимо этого, анализ социальной адаптации военнослужащих рассмотрен в работах: А.П. Абрамова, И.В. Диденко, А.В. Корель, А.В. Леопа, В.И. Медведева, А.Л. Налчаджяна, О.Э. Нероновой и А.А. Реан. Социологи изучали адаптацию курсантов и других военнослужащих, выделяли факторы, элементы, влияющие на успешность адаптации. Помимо этого были выделены этапы адаптации военнослужащих.
Объектом данной работы являются курсанты Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.
В качестве предмета исследования выступает социальная адаптация курсантов с личностными проблемами и проблемами самооценки к условиям военного училища.
Цель работы: изучение методик социальной адаптации курсантов с личностными проблемами и проблемами самооценки
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов психологической адаптации курсантов
2. Анализ основных трудностей адаптации, личностных проблем и проблем самооценки
4. Установление факторов, влияющих на формирование личностных проблем и неадекватной самооценки в условиях обучения в ведомственном ВУЗе
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ
1.1 Возрастная психологическая характеристика курсантов
Курсанты относятся к юношескому возрасту на степени его перехода к зрелости (совпадает с окончанием периода ранней юности (15–17 лет) и началом взрослости (18–23 года)).
Психологическими характеристиками данного возрастного периода является формирование самосознания и целостного «Я-образа» в мире других.
К студенческому возрасту волевая регуляция психической деятельности уже достаточно хорошо развита. А физиологическое и функциональной состояние организма позволяет выдерживать значительные физические, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки.
Для возрастного периода от 17 до 23 лет характерно формирование системы ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций и социально направленных установок.
Выделим основные психологических характеристик, свойственных переходному периоду от юношества к началу взрослости:
1. Период быстрых физических/биологических изменений (также имеет психологические последствия)
Секреция гормонов надпочечниками, выделяемая из передней и задней нервной частей желез гипофиза, вызывает быстрые изменения в размерах и силе костей, мышц, нервной системы и особенно в репродуктивных органах, которые становятся полностью зрелыми для сексуальной функции. Рост лобковых и подмышечных волос, ломка голоса, изменение характера кожи тела с активизацией потовых желез, а также из-за внезапного роста половых органов, функционального их усиления и эякуляции, часто приводит юношу в замешательство. Эндокринные системы играют важную роль в процессе физического роста, и подростковый возраст является наивысшим периодом роста; эти самые эндокринные системы посредством физиологических процессов влияют на поведение соответствующего человека, а также на всю его личность. Приспособляемость человека во многом зависит от того, какой у него физический рост, особенно в подростковом возрасте, когда эндокринная система наиболее активна.
Все эти физические и биологические изменения очень затрудняют его адаптацию к изменяющимся внешним факторам. Данный возраст характерен еще и тем, что юноши часто путают свою собственную самооценку с тем, что, по их мнению, чувствуют по отношению к ним другие. Хотя эти переживания не являются травмирующими, они связаны с неудобствами и двойственностью.
2. Внешний вид-Сознание
В юношеском возрасте люди становятся очень внимательными к своей внешности. Поскольку физические изменения происходят очень быстро, влияя на внешность юноши, вопрос “как я выгляжу?” становится его или ее навязчивой заботой. Подросток сделал бы все, что в его силах, чтобы развить и сохранить привлекательный внешний вид. Человек становится очень разборчивым в отношении своей одежды, прически и так далее. Это период, когда нарциссизм психоаналитиков становится актуальным; нарциссизм означает любовь к себе, когда человек влюбляется в собственную внешность.
Но это состояние чувств длится недолго; юноша 17-23 лет чувствует сильную тягу к противоположному полу. Главной заботой становится то, как он или она должны выглядеть в глазах противоположного пола. Одержимость внешностью, естественно, временами заставляет подростка чувствовать себя очень неловко. Его побочным эффектом может быть ревность к кому-то. Постоянная забота о своей внешности может исказить поведение человека.
Человек может стать застенчивым или замкнутым в случае наличия физического дефекта или отсутствия привлекательности, воображаемой или реальной. Если дефект врожденный или развился постнатально, но до уровня неизлечимости, то в целом это отрицательно скажется на развитии личности. Такой человек не может вести себя нормально.
Серьезная озабоченность воображаемым или незначительным дефектом внешности может привести к тому, что человек будет иметь низкую самооценку и избегать социальных контактов
3. Влечение к противоположному полу
Юноша испытывает огромное напряжение в отношении того, как справиться с этими вновь пробудившимися сексуальными импульсами и что означают эти сильные импульсы. Большая часть энергии и внимания в юношеском возрасте занята этими импульсами. В условиях обучения в ведомственном ВУЗе этот фактор имеет важную роль, поскольку сексуальное поведение является самой большой проблемой в отношении развития морального характера.
4. Когнитивное развитие
Юношеский возраст - это стадия, когда человек достигает зрелости в физическом развитии, в отношении сексуального поведения, а также в когнитивном плане. Это время, когда юноша начинает мыслить логически и настойчиво. Это взрослая стадия когнитивного развития, которая характеризуется следующими особенностями:
А)Теперь можно проследить логические отношения, существующие между теми, кто/кто принадлежит к одному классу, и между теми, кто принадлежит к разным классам. До сих пор подросток мог следить за существующими отношениями, которые существовали между различными событиями, но теперь у юноши развились способности визуализировать будущие возможные отношения, и благодаря этому юноша может проектировать ситуации.
Он может думать обо всех возможных видах отношений, которые могут существовать между событиями, которые, вероятно, произойдут в будущем. Хотя будущее может подтвердить некоторые из его гипотез и отвергнуть другие, его мышление всегда основано на логике и постоянно продолжается.
Б) Теперь у него есть способность к комбинаторному мышлению — он может систематически пересматривать все варианты, он может проходить их последовательно, если это так необходимо, и может исчерпать их все. Подросток также может интуитивно использовать всю систему формальной логики, чтобы получить нужную ему информацию.
Юношеский возраст — это также период, когда человек достигает продвинутой стадии развития воображения - это очень помогает в интуитивном мышлении.
В) Именно в этот период жизни человек приобретает некоторые дополнительные навыки. Например, он может понять проблему равновесия, в которой есть две разные инверсии и которые приводят к развитию 4-групп. Именно в период формальных операций ребенок усваивает понятие объемной конструкции.
Теперь он может следовать правилу равновесия, которое действует в том виде баланса, который существует между плотностью и количеством. Теперь, из-за такого большого развития в когнитивной области, подросток начинает думать о карьере.
Размышляя о своем будущем, он находится в лучшем положении, чтобы сделать правильный выбор предметов для более яркой карьеры — конечно, разнообразие и сложность в области профессий могут потребовать экспертного руководства, тем не менее, его карьерное сознание является большим шагом и свидетельствует о его когнитивном развитии.
Однако юноша с большей вероятностью примет поспешное решение, как правило, в этот период бывает опрометчивым.
5. Карьера-Сознание
Уже упоминалось, что на этом этапе юноша начинает задумываться о своей карьере. Так вот, человек оказывается достаточно зрелым, чтобы задуматься о важности хорошей работы в жизни. Глядя на своих собственных родителей и на других, он может очень хорошо осознать важность хорошей работы для респектабельной и комфортной жизни.
Он также знает, что хорошая работа необходима для привлечения хорошего спутника жизни для брака. Во многих странах проблема безработицы стоит очень остро, и этот факт заставляет наших подростков больше беспокоиться о своей карьере, даже когда их учеба еще не закончена.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, А.П. Профессиональная социализация будущих офицеров: концептуальные подходы и уровни / А.П. Абрамов. – М: Личность и творчество в современном мире: науч. альманах, под ред. П.Ф. Кравчук, Ю.М. Резника; Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. – 135 с.
2. Алмазов, Б. Н. Социальное отчуждение. Психолого-педагогический аспект / Б.Н. Алмазов. - М.: Дата Сквер, 2019. - 170 c.
3. Баранов, А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 c.
4. Басина Т. А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 18–20.
5. Битянова, М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М.: Эксмо-пресс, 2017. - 576 c.
6. Важенина, Кристина Как уберечь ребенка от опасных людей / Кристина Важенина. - М.: Речь, 2010. - 160 c.
7. Диденко, И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности / И.В. Диденко. – Ростов-на-Дону:, 2007. – 335 с.
8. Клейберг, Ю А. Практикум по девиантологии / Клейберг Ю А.. - М.: Речь, 2017. - 857 c.
9. Кочетова, Татьяна Социально-психологический анализ стратегий статусного поведения / Татьяна Кочетова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 152 c.
10. Лебон, Густав Психология народов и масс / Густав Лебон. - М.: Академический проект, 2018. - 240 c.
11. Леопа, А.В, Корытков, В.А. Профессиональная адаптация военнослужащих по призыву в воинских частях и подразделениях Воздушно-космических сил Вооруженных сил России / А.В. Леопа, В.А. Корытков. – М:, 2003. – 113 с.
12. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения / Н.Т. Оганесян. - М.: Ось-89, 2012. - 371 c.
13. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 2018. - 352 c.
14. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Коллектив авторов. - М.: Питер, 2008. - 340 c.
15. Психология и лечение зависимого поведения / Под редакцией Скотта Даулинга. - М.: Независимая фирма "Класс", 2007. - 232 c.
16. Семенов, В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее: Актуальные социально-психологические проблемы / В.Е. Семенов. - М.: Лениздат, 2009. - 127 c.
17. Семёнов, Александр Техника и социальная психология / Александр Семёнов. - М.: YAM Young Authors’ Masterpieces Publishing, 2012. - 104 c.
18. Социальная психология и общественная практика: моногр. . - М.: Наука, 2019. - 232 c.
19. Социальная психология. - Москва: Мир, 2016. - 176 c.
20. Уледов, А. К. Актуальные проблемы социальной психологии / А.К. Уледов. - М.: Мысль, 2018. - 725 c.
21. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: ОмегаЛ, 2009.